Летописание и исторические повести.
Страница 2
Информация о литературе » Значение древнерусской литературы » Летописание и исторические повести.

“Повесть временных лет”, написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения.

Умирая Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям хранить единство Русской земли. В “Повести временных лет” от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям с просьбой прекратить междоусобицы, “то ещё большее зло встанет среди нас, и начнёт брат брата убивать, и погибнет” земля Русская, и враги наши половцы, придя, захватят землю русскую. [10. 10.]

Той же теме – обличению княжеского несогласия посвящено и “Слова о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчица. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар. [8. 324].

“Слово”– это памятник литературы. Поэма не только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа , не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.

“Слово” написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году.

Игорь, Всеволод, Святослав – все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор “Слова” любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. [10.12] Автор “Слова” мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит. Надо было быть очень смелым человеком, чтобы выступать так. В требовательном обращении автора к русским князьям есть что-то предвещающее властное обращения к царям Пушкина, Радищева, Лермонтова, Рылеева и других русских писателей нового времени. Русские писатели осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом.

Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней.

Но как бы ни заслуживал осуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием-затмнением солнца. Действие “Слова” разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор “Слова” находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в “словах” и “плачах” (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).

Созданное произведение “не затерялось, - по выражению Орлова, - на границе дикого поля”. [9.126.] Во все эпохи “Слово” было живым явлением русской литературы.

Мы не знаем, кто написал “Слова” но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество. Это произведение составляет славу литературы.

Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет нас читателей “Слова”. Наполняет горем наше сердце при описании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силы и смелости воинов. Вот почему значение “Слова” так возросло в наше время, вот почему оно находит отклик в сердцах всех людей.

После всего сказанного попытаюсь сделать некоторые выводы развития русской литературы XI- XIII века.

Благодаря переписке и переводов Русь узнала многие жанры, библейские и богослужебные книги. На Руси стали известны памятники византийской хронографии, естественнонаучной литературы. В первые века русская литература не только училась, но и творила новые культурные и исторические ценности. В XI – XII веке на Руси появляются свои образцы торжественных слов и церковных поучений, свои жития, хроники и летописи. “Повести временных лет” самобытна и по форме, и по характеру, и по стилю. К началу XIII века древнерусская литература стала зрелой, в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения. В активе русской литературы были такие известные сейчас как “Поучение” Владимира Мономаха, и “Слова о полку Игореве”, “Повести временных лет”.

Страницы: 1 2 


Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Границы курса (Внешние и внутренние. Внешние: верхние и нижние.)
Проблема внутренних границ литературы ХХ века будет рассматриваться в связи с характеристиками отдельных периодов. Проблема границ, соединяющих или разделяющих (для одних – внутренних, для других - внешних) русскую литературу ХХ века от литературы так называемого ближнего зарубежья. Эту проблему нельзя решать, нарушая исторические факт ...

Лирика Леси Украинки
Современный анализ творчества Леси Украинки, безусловно, сильно отличается от советского прочтения. Литературоведы советского периода хотели сделать из Леси Украинки пламенную революционерку, пытались найти призыв к революции даже в любовной лирике поэтессы. Безусловно, это был идеологический перегиб. Но нельзя и не учитывать того факта ...

История и время создания «Божественной комедии»
«Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «ко ...