Введение

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;

- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;

- изучить научно-критическую литературу по теме исследования;

- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;

- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;

- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.

В работе были использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».

Для анализа мотива дороги в произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.

Очень интересны работы Б.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого произведения и в журнале Литература в школе.


Зарождение сентиментализма
Победившая в Англии буржуазия не оправдала тех надежд, какие на нее возлагались. Правда, были уничтожены сословные привилегии, освобождена от средневековой регламентации хозяйственная жизнь страны, предоставлен сравнительно широким слоям населения ряд политических прав, но осталось и возрастало имущественное неравенство, остался социаль ...

Признаки эмоционально окрашенной лексики
Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. считают, что эмоциональная оценка связана с выражением чувств, волевых побуждений, чувственных или интеллектуальных сравнений, отношения к действительности: домишко, кляча, стиляга, прехорошенький. Оценочность, которая представляет соотнесенность слова с оценкой, и эмоциональность, связываемая ...

Героические страницы русской истории
Встаньте, государи, в злат стремень За обиду в этот черный день, За Русскую землю… “Слово о полку Игореве”. О героических страницах русской истории мы узнали из уроков истории и литературы. Что было, кто своими жизнями писал героическое прошлое нашей страны, мы узнаём из книг, как сказал Владимир Высоцкий: Если, путь прорубая отцо ...