Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма. Писатель дал целую галерею носителей общественного зла, которыми выступают представители буржуазного класса. Это ростовщик Ральф Никкльби, жестокий учитель Оквирс, лицемер Пексниф, человеконенавистник Скрудж, капиталист Баундерби. Величайшее достижение Диккенса - образ мистера Домби (роман «Домби и сын») - человека, у которого все чувства умерли, а его самодовольство, тупость, эгоизм, черствость порождены принадлежностью к миру собственников. Такие качества Диккенса, как неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь, -- все это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии. Современник Диккенса - Уильям Теккерей (1811-1863) в лучшем романе «Ярмарка тщеславия» ярко и образно разоблачает пороки буржуазного общества. В этом обществе каждый играет предназначенную ему роль. Теккерей не видит положительных героев, у него только две категории действующих лиц – обманщики или обманутые. Но писатель стремится к психологической правде, избегает гротеска и преувеличения, свойственных Диккенсу. Теккерей с презрением относится к буржуазно-дворянской верхушке общества, но он равнодушен к жизни низов. Он пессимист, скептик. В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946). Так, Д. Голсуорcи в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX-начала XX вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и частной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консервативные тенденции. Д. Б. Шоу - один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых - столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», «Пигмалион»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»). Г. Д. Уэллс - классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени», «Человек-нивидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества: «История человечества все более и более становится состязанием между образованием и катастрофой.» Музыкальное искусство. В И т а л и и в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. - творчество великого итальянского композитора Джузете Верди (1813-1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардны в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями. Актеры и театр в Испании в XVII столетии Сведенборг Вывод |
Реализм во Франция и в Англии (литература и искусство в XIX
в.)
Страница 3
Информация о литературе » Литература и искусство рубежа XIX-XX веков » Реализм во Франция и в Англии (литература и искусство в XIX
в.)