Фольклористика и литература

С появлением бумаги ускорился и облегчился процесс письма, и уставное письмо с его правильным, почти квадратным начертанием букв сменилось округлым наклонным почерком - полууставом, а в деловых бумагах появилась скоропись. С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие и древнерусская литература. При этом следует отметить, что на ее формирование благотворное влияние оказало устное народное творчество, уходящее своими корнями в тысячелетние глубины первобытно-общинного строя. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси.

Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, нашло свое отражение, прежде всего, в появлении большого количества книг, связанных с потребностями христианского культа[3].

Чтобы лучше понять художественную ценность и величие этих лите­ратурных памятников, следует учесть ряд особенностей средневековой ли­тературы в целом. В чем они заключаются?

Во-первых, это ценный источник сведений о прошлом, памятник историй.

Во-вторых, в отличие от современной в древней русской литературе герой ведет себя в зависимости не от своего характера, темперамента, а от места в социальной иерархии, от социального положения. Поэтому князь поступает, как подобает князю, святой - как святому; воин - как воину и т.д Церемониальность, характерная для средневековой жизни, отразилась и в литературе, определив ее такие особенности, как повторения отдельных эпизодов, событий, «переплетение словес», длинные ряды параллельных грамматических конструкций, синонимов, «кружево слов». В наше бурное время чтение такой литературы может показаться скучным, но вчитываясь в произведение, человек получает наслаждение и глубже понимает жизнь своих далеких предков.

Поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической жизни.


Похож ли Воланд на Мефистофеля? (Сравнительная характеристика двух демонов). Первое впечатление
Иногда первое впечатление может многое сказать о герое, поэтому оно очень важно для читателя и для автора. По появлению можно судить как о характере героя, так и о его самомнении, о месте, которое он занимает в определенной иерархии. Обратимся теперь к нашим демонам. Воланд и Мефистофель – два образа одного героя, но, тем не менее, с п ...

Этапы жизни Артура Конан Дойля
За время последней, предсмертной болезни Конан Дойль нарисовал шуточную автобиографическую картинку «Старый конь»: он изобразил себя под видом понурой, дряхлой клячи, которая тянет тяжело груженый воз («труд всей жизни»), а позади длинный путь. Разные вехи на этом пути. Конан Дойль обозначил те, что казались ему существенными, символиче ...

Народная драма
7. ЛОДКА Действующие лица: Атаман – грозного вида, в красной рубашке, черной поддевке, черной шляпе, с ружьем и саблей, с пистолетом за поясом, поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой. Эсаул одет почти так же, как и Атаман, украшения из серебряной бумаги. Разбойники одеты в красные рубахи, на головах меховые шапки с значкам ...