Литературные произведения
Страница 1

Тип предприимчивого аморального пройдохи был известен уже антич. литре (слуги в комедиях Плавта, некоторые персонажи в «Сатириконе» Петрония и соч. Лукиана), литературе средневековья и Раннего Возрождения (персонажи фарсов, фаблио, шванков, новелл Дж. Боккаччо и Ф. Саккетти), но он был лишен социальной определенности пикаро. Более близок к героям П. р. Панург из «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле и протагонисты некоторых немецких «народных книг», но и здесь еще отсутствовал центр, мотив П. р.— одиночество героя во враждебном обществе.

Первые П. р. появились в Испании. Прообразом их была «Селестина» Фернандо де Рохаса (конец 15 в.) — диалогизированный роман из жизни гор. дна. Но первым подлинным П. р. стала анонимная повесть «Ласа-рильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» (1554), послужившая образцом для многочисленных вариаций жанра . Эта книга много раз переиздавалась и была переведена на европейские языки. В ней уже наметились черты П. р. как жанра, оставшиеся почти неизменными в последующие века. В «классическом» П. р. повествование чаще всего строится как устный рассказ героя о своей жизни или как его записки, воспоминания. Поэтому П. р. не знает сложной композиции, он развивается строго хронологически, начиная с детства героя. Единственная роскошь, которую он может себе позволить,— это прерывающие развитие основного действия вставные новеллы. Обычно герой П. р.— слуга, но не по профессии, а в силу необходимости; частая смена хозяев позволяет ему познакомиться с разными социальными типами. Поэтому картина жизни в П. р. чрезвычайно многообразна и правдива. Причем дана не парадная ее сторона, а изнанка, задворки. Изображение теневых сторон жизни придает комизму П. р. грубый, «физиологический» характер. Для героя П. р. типично ироничное отношение к окружающим, постоянное разоблачение их пороков, что оправдывает его собств. аморальность. Еще одна черта пикаро — полное приятие установившегося порядка вещей, нежелание его ломать, беспомощность перед лицом судьбы, изменчивой, жестокой и алогичной. Для ряда П. р. характерен также мотив воспитания героя, но чаще всего это воспитание жизнестойкости и аморальности.

Наиболее значительным и популярным П. р. было «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» (1599—1604) М. Алемана-и-де-Энеро. Здесь были подчеркнут индивидуализм героя, переживаемый им внутренний разлад и вместе с тем возникновение у него чувства собственного достоинства. Эта противоречивость характера героя явилась отражением эстетич. норм, барокко. Образ пикаро появляется в «Дон Кихоте» М. Сервантеса, в его комедии «Педро Урдемалас» и новеллах. Вскоре после Алемана-и-де-Энеро пишет свой П. р. Ф. Кеве-до-и-Вильегас—«История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» (изд. 1626), где дана правдивая картина исп. об-ва, окрашенная чертами трагизма. Затем последовали «Занимательное путешествие» (1603) А. Рохаса Вильяндрандо, «Плутовка Хустина» (1605) Ф. Лопеса де У беды, «Маркое де Обрегон» (1618) В. Эспинеля, «Алонсо, слуга многих господ» (1624—26) X. де Алькала Яньеса и др. С явной симпатией рисует своих героев А. де Салас Барбадильо, автор П. р. «Дочь Селестины» (1612), «Бедный кордовец Педро Урдемалас» (1620) и «Удачливый глупец» (1621). Силен чисто развлекательный элемент в книгах А. де Кастильо-и-Солорсано «Тереса Мансанарес» (1632), «Приключения цирюльника Трапаса» (1637), «Севильские плуты» (1642). К жанру П. р. примыкает книга Л. Белеса де Гевары «Хромой бес» (1641), в к-рой образ пикаро оттеснен на задний план остро сатирич., гротескным изображением исп. жизни.

Исп. П. р. оказал воздействие на развитие прозы в др. странах. Не без влияния «Ласарильо с Тормеса .» написан англ, роман Т. Нэша «Злосчастный путешественник, или Жизнь Джека Уилтона» (1594). В Германии появляются многочисл. переводы и переработки исп. П. р., выступают авторы оригинальных романов, в основе сюжета которых лежала нем. действительность: И. М. Мопшрош, автор «Филандера» (1640) и X. Я. К. Гриммельсхаузен, автор «Симплициссимуса» (1669). Во j Франции в 17 и 18 вв. исп. П. р. были очень популярны. Под их влиянием сложился франц. тип П. р. (Ш. Сорель, П. Скаррон), в котором чувствуется пародирование прециозной литературы. В этих книгах образ пикаро переживает существ, изменения: он лишен чувства одиночества и готов, воспользовавшись обстоятельствами, начать добропорядочную жизнь. В ряде романов (напр., А. Фюретьера) образ плута вообще оттеснен на задний план. Ближе к исп. образцам книги А. Р. Лесажа «Хромой бес» (1707) и «История Жиль Блаза из Сантнльяны» (1715—35). «Жиль Блаз» вызвал мн. подражаний («Английский Жиль Блаз» Томпсона и др.). К жанру П. р. могут быть причислены «Удачливый крестьянин» (1734—35) П. Мариво, романы Н. Ретифа де Ла Бретона, а в англ, литературе 18 в.— «Молль Флендерс» (1722) Д. Дефо, «История приключений Джозефа Эндруса» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Г. Филдинга, «Приключения Родрика Рэн-дома» (1748) и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Т. Смоллетта. Из Испании П. р. проник в Лат. Америку (романы X. X. Фернандеса де Лисарди и др.).

Страницы: 1 2


М.А.Светлов
Воплощение личности нового типа – задача, осознаваемая поэтами романтической ветви как основная, требовавшая установления соотношений между нравственными установками двух разных эпох, - долго не удавалось молодым художникам, принявшим революцию как высшую правду и как победившую правду большевизма. К сожалению, победителю свойственно по ...

Выводы
Итак, можно сделать такие выводы: Можно выделить такие основные темы рассказа: 1. Значительную роль в рассказе играет число три. Рассказ разделен на три части. В комнате Грегора три двери. Его семья состоит из трех человек. По ходу рассказа появляются три служанки. У трех жильцов три бороды. Три Замзы пишут три письма. Символы могут б ...

Фольклорные жанры
Миф, греч., древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и все вообще миросозерцание древних народов. Собрание М., созданных каким-либо народом, называется его мифологией. Наиболее богата и научно изучена мифология древних греков; гл. источника ...