Патриотическая лирика Лермонтова.

Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него - Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении "Родина" поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов продолжает размышлять о своей "странной любви" к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете "белеющих берез". Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:

Тогда смиряются души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…[4]

Но Россия Лермонтова - не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это - .Немытая Россия, Страна рабов, страна господ . Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия .". В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

- Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри - не вы! [5]

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое "толпой угрюмою и скоро позабытой" пройдет, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные Над его безымянной могилою. И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец – приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.[6]

В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя, и если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним "Выхожу один я на дорогу .", стихи, ставшие песней. За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского - Пушкина, став с ним вровень.


«За горами, за жёлтыми долами…»
За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озёр водяной ветерок. Не за песни весны над равниною Дорога мне зелёная ширь – Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе ...

Введение.
Писатель Чингиз Айтматов заметил, что Чехов – это своеобразный «код общения»: «Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга» Произведения Чехова живут в нашем сознании, и уже одно это свидетельствует об их непреходящей ценности. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать на ...

Акмеизм.
Акмеизм возник в 1910 - е годы в "кружке молодых", поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символической поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символических теорий. Акмеисты провозгласили своими принципами: освобождение поэзии от символистских призыво ...