Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного и живописного произведения
Страница 2

С этим растением связано немало народных легенд. Видимо, легенды эти обязаны своим появлением тому обстоятельству, что сон-трава очень охотно использовалась знахарями и ворожеями для лечения от различных недугов.

Названия сон, сон-трава, прострел, ставшие ботаническими терминами, проникли также в русскую художественную литературу и публицистику. Так, прострел мы находим в дневниках путешествия по Монголии Г. Потанина: "Мягкие горные скаты, обращённые на север, были покрыты альпийским дерном, в котором цвели прострелы…" Но наибольшее распространение в художественной литературе получило наименование сон: этому способствовало, по всей вероятности, особая поэтичность приведённого названия, помеченная ещё А.И. Куприным: "На насыпи синели крупные простые цветы, носящие поэтическое название "сна" ("Черный туман"). Видимо, чуть грубоватое название прострел было бы не слишком уместное в следующим отрывке из "Повести о лесах" К.Г. Паустовского: "Вдруг Анфиса… нагнулась к земле. “Иди сюда! - крикнула она Коле. - Что за прелесть! … Лиловый сон!". Меж её ладоней цвели на земле покрытые густым серебряным пухом колокольчики лилового сна". Тем не менее, название это не слишком прижилось в повседневном быту. И причиной этому является, очевидно, всё та же яркая образность, свойственная наименованию сон-трава и плохо совмещающаяся с абстрактностью термина, - чем, может быть, объясняется и попытка К. Аксакова как-то истолковать, объяснить это название: "Все скаты гор покрываются подснежниками, тюльпанами, называемыми сон" ("Детские годы Багрова-внука"). Пожалуй, его "подснежные тюльпаны" в какой то мере сродни "синему кувшинчику" А.К. Толстого.

Наряду с синими подснежниками в литературе встречается и подснежник белый.

"Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебристой паутине". Так открылось маленькой героине К.Г. Паустовского (рассказ "Стальное колечко") первое из чудес, подаренных ей волшебным колечком старого солдата, приносящим счастье: чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потому и названном выразительным и нежным названием подснежник. Весна и белые подснежники…

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.

В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.

Да и сам подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны, света. "Подснежников трепетных чистые, светлые глазки в прозрачной, чуть-чуть оперившейся с жёлтою почкою роще" влекли к себе поэта-лирика А. Майкова. В стихотворении И. Бунина "Подснежник" в диалоге двух послушников, обитателей высокогорного монастыря, нежным контрастом возникает тема весны и жизни, воплощённая в образе первого весеннего цветка.

По-латыни подснежник буквально означает “молочный цветок”. Кстати, подобные названия цветка встречаются и в русских народных говорах: в Свердловской области подснежники называют снижниками, а жители Рязанской области именуют растение снежиток: "Там лес давно рос, в бору снежитки были".

Приведем еще одно, очень поэтичное название подснежника - английское - "снежная капля".

Обращаясь к весне, советский поэт Н. Заболоцкий посвящает ей восторженные строки:

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники! …

В наши дни нежный подснежник продолжает оставаться одним из самых любимых цветов русской поэзии. Вот почему хочется закончить наш рассказ о подснежниках строками из стихотворения поэта А. Жарова "Тает снег":

Первый спутник вздохов неизбежных,

Покоритель стольких нежных глаз, -

Робкий и застенчивый подснежник

У киоска остановит вас

И опять пленит голубизною…

Нежные, белые и синие, первые цветы… Так природа, а вместе с нею и писатели открывают перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Страницы: 1 2 


Понятие "художественный метод" в литературе
Метод художественный (творческий метод) (от греч. methodos - путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20-х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее употребительные современные определения метода: - "способ отражения действительности", " ...

Исторические песни
1. ЩЕЛКАН ДЮДЕНТЕВИЧ А и деялося в Орде, передеялось в большой. На стуле золоте, на рытом бархате, на черевчатой камке Сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович. Суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает По бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам. Шурьев царь дарил, Азвяк Таврулович, городами стольн ...

Характерные черты лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил, по словам Герцена, душу другого великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Как приговор прямым и косвенным убийцам Пушкина прозвучало его гневное стихотворение «Смерть поэта», написанное в февральские дни 1837г., выразив одновременно и боль от постигшей утраты, и любовь к поэту, и презр ...