Начало писательской карьеры

Период литературного ученичества был долгим и - трудным, длился почти десять лет. Молодой Бальзак попытался обрести необходимую для его занятий материальную независимость, купив на взятые взаймы средства типографию, но не сладил с конкурентами и вынужден был продать свое дело. Всю жизнь потом он нес тяжкое бремя долговых обязательств и на собственном опыте узнал чудовищную практику ростовщиков, выплачивая бесконечные проценты, так и не освободившись от них до конца своей жизни. Долги отравили его существование, пришпоривая и без того немыслимо напряженную работу, лишая возможности свободно отдаваться своим интересам и привязанностям. Ему принадлежат выстраданные слова: «В наши дни наиболее реальным воплощением античных фурий являются кредиторы». Не случайно героем одного из первых его зрелых произведений стал ростовщик — живое воплощение власти денег над людьми.[2]

Жизнь во всех ее областях была полна бурных перемен — следствий Великой французской революции конца XVIII века. Старый феодальный строй был бесповоротно сломлен, буржуазия набирала сил, и после неоднократных смен политических режимов в стране революция 1830 года довершила победу буржуазии. Росли города, расширялась промышленность, появлялось все больше технических усовершенствований и изобретений, возникали новые отрасли науки, авторитет которой возрастал. Вместе с жизнью страны менялись моральные нормы: почтение к денежному мешку пересилило моральные заветы прошлого, упали в цене стародворянские представления о долге и чести. Бальзак был страстным наблюдателем столь наглядно изменявшейся жизни.

Перевороты в обществе и сознании людей отразились в литературе. Бурное романтическое движение уничтожило множество классических запретов, канонов и правил, считавшихся обязательными и во имя «хорошего вкуса» регламентировавших допустимые в искусстве темы и характеры, границы между жанрами, нормы литературного языка.

Да, голым местом стал стиль старого режима! . Нет слов-патрициев и нет плебеев-слов! - напишет позже вождь романтиков Виктор Гюго.

Художники обратились к внутреннему миру современника, отражая его сложный, потрясенный дух. Зачитывались мятежным Байроном, причудливым и гениальным Виктором Гюго. В литературе засилье обезличенных сюжетов из античной мифологии сменилось интересом к историческому роману и драме, воспроизводившим неповторимый облик прошлых веков (романы Вальтера Скотта). Около 1830 года на первое место выходит современная тема, вызванная стремлением художников осмыслить свою эпоху и воплощенная в жанрах рассказа и романа. При этом все сколько-нибудь талантливые художники, как ни различны были их политические убеждения, отказывались измерять доходами ценность человеческой личности, отвергали утвердившуюся буржуазную бездуховность и пошлость.

Бальзак поставил перед собой огромную задачу: художественно выразить свое время в больших масштабах, выявляя развитие общества в судьбах частных лиц. Он задумал сделаться летописцем своей эпохи. «Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем Составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столькими историками,— историю нравов».


Основная часть
"Меня интересует только "чушь"; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении", - писал в 1937 году Даниил Иванович Ювачев (1905-1942), мастер абсурда, известный читателям под псевдонимом Хармс, хотя долгое время родоначальниками литературы абсурда счит ...

Мотив потерянной родины в творчестве И.А. Бунина. Первая волна русской эмиграции
Преувеличение задач борьбы за светлое будущее, за нового человека вело к уничтожению ценнейших явлений культуры, к репрессиям против представителей старой интеллигенции. Результатом такой политики была массовая эмиграция представителей русской культуры. История русской эмиграции как массового явления началась еще с 1920 года, когда в р ...

Отношение к религии
Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии. С одной стороны, в безбожии героя можно увидеть лишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за свою беспутную жизнь и презрение к божественным заветам. Но у Мольера делается гораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызвала резкий пр ...