“Паломничество Чайлд-Гарольда”

В 1812 году появляются первые две песни лироэпической поэмы "Паломничество Чайлд-Гарольда". Что такое для Европы 1812 год? Он был ознаменован историческими событиями, великими потрясениями, как политическими, так и духовными. В Англии в этот период, время наполеоновских войн, усилились реакционные тенденции, начались репрессии против демократических движений и ирландцев. Ухудшалось экономическое положение страны, начинались выступления рабочих, континентальная блокада влекла за собой усиление консервативных тенденций. В Европе в это время происходят кровопролитные бои с Наполеоном, мир находится на грани кардинальных преобразований. Вот в такой напряженный момент и выходит поэма Байрона “Чайлд-Гарольд”.

Эта поэма произвела огромное впечатление не только на английскую публику, но и на мыслящих людей всей Европы. За 1 год она выдержала несколько переизданий, что неудивительно, ведь здесь поэт затронул самые наболевшие вопросы своего времени, отразил настроения разочарования, опасения за будущее, выразил неприятие захватнической войны и тирании.

Итак, герой Байрона, Чайлд-Гарольд, покидает родовое поместье, Англию и отправляется в странствие, в надежде на новые впечатления, утомленный и разочарованный жизнью, чувственными удовольствиями которой он пресыщен, несмотря на свою юность. Перед нами с первых строк предстает человек, изверившийся в людях, испытавший разочарование в любви, одолеваемый охотой к перемене мест.

Но вдруг, в расцвете жизненного мая,

Заговорило пресыщенье в нем,

Болезнь ума и сердца роковая

(I,4)

Под маской его напускного равнодушия таится глубокая душевная драма, страстная и живая натура.

Но в сердце Чайльд глухую боль унес,

И наслаждений жажда в нем остыла,

И часто блеск его внезапных слез

Лишь гордость возмущенная гасила.

(I, 6)

Чайлд-Гарольд путешествует по Португалии, Испании, Албании, Греции, повсюду становясь очевидцем политических конфликтов, национально-освободительных движений. В третьей и четвертой песнях, написанных уже после изгнания Байрона из Англии (1817 г.) и относящихся к более зрелому периоду творчества поэта, образ Чайлд-Гарольда постепенно растворяется в лирическом герое поэмы.

В дни молодости пел я об изгое,

Бежавшем от себя же самого,

И снова принимаюсь за былое,

Ношу с собой героя своего…

(III, 2)

Описывая путешествие Гарольда по Бельгии, Байрон предается тягостному раздумью о будущем человечества. Поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году он расценивает как трагедию – жертвы, принесенные народами для сокрушения тирана, повлекли за собой новую деспотию и реакцию, установившуюся в Европе после Венского конгресса.

Но мир на самом страшном из полей

С победой получил лишь новых королей

(III, 17)

Однако герой – лишь пассивный наблюдатель, он не принимает участия в событиях, происходящих вокруг него. Тем не менее, поэт не делает своего героя безликим, мы можем судить о его личности и о его внутреннем состоянии. Индивидуализм, ведущий Гарольда к постоянному одиночеству, сочетается в душе героя с непримиримым протестом против всякого гнета, разочарованием в существующих идеалах, стремлением познать неизведанное, понять себя и окружающий мир.

Это дает нам основание предположить, что черты типичного байронического характера, воплотившиеся позднее и в Каине, проявлялись уже в раннем творчестве Байрона. Причиной этому послужили, видимо, как личные переживания поэта, так и общие настроения того времени.

Следующим важным этапом в формировании образа Каина стал цикл так называемых ‘Восточных’ поэм Байрона, написанных в необычайно короткие сроки, с1813 по 1816 год.


Купальские песни
18. Пойдем, девки, кругом жита, * В нашем жите ведьма сидит. Иди, ведьма, с нашего жита, Наше жито свячённое! Иди, ведьма, в Сеньково, – Тама жито не свячёно. *Каждая строка повторяется 2 раза. В купальскую ночь нужно было караулить посевы от происков нечистой силы, в песне звучит обрядовый мотив изгнания ведьмы из своих полей в ...

Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значительное в русской и мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной л ...

Героические страницы древнерусской литературыРусская письменность и литература, образование школ.
Письменность в Древней Руси возникла за долго до христианства и поэтому появление письменности не могло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом ...