Образ бабушки Е.А. Арсеньевой в творчестве поэта
Информация о литературе » Биографические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова » Образ бабушки Е.А. Арсеньевой в творчестве поэта

Начиная наш разговор о Елизавете Алексеевне, стоит отметить, что то, как ее видели современники, не противоречит образу, предстающему перед нами из лермонтовских произведений.

Роль и значение бабушки в жизни поэта очевидны. При ней прошло все детство Лермонтова. «На ее коленях протекли первые годы моего младенчества…», - говорит Владимир Арбенин (прототип самого Лермонтова) в драме «Странный Человек». Она действительно лелеяла поэта с самой колыбели и сосредоточила на нем все свое внимание и заботу. Неслучайно П.А. Висковатый начинает биографию поэта именно с бабушки: «Горячо любила М.Ю. Лермонтова его бабушка, Е.А. Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта».

В лирике поэта мы не нашли ни одного произведения, в котором хотя бы по ассоциации был упомянут бабушкин образ, зато в юношеских драмах роль бабушки является одной из главных. Это подтверждают и данные «Частотного словаря языка Лермонтова». Слово «бабушка» и производные от него ни разу не упоминаются в стихах в отличие от слов «отец» и «мать».

Юношеское впечатление от бабушки, юношеский максимализм привели к тому, что в своей первой драме «Люди и страсти» он представил Елизавету Алексеевну такой, какой видел ее на протяжении большей части своей жизни. Как утверждает Т.Н. Кольян в статье, посвященной драме «Люди и страсти», для Марфы Ивановны «Лермонтов не пожалел черной краски».

В письмах Лермонтов обходится стереотипными фразами, и они больше напоминают некий банальный отчет о поступках, распорядок дней. Никаких своих чувств, эмоций, переживаний Лермонтов ни разу не сообщает Е. Алексеевне. В свой внутренний мир поэт ее не впускает. Так как бабушка для него всегда была в мире материальном, практическом, земном, в отличие от отца, с которым у него было именно духовное родство, такое важное и необходимое для чувствительной души поэта

Итак, в поэтическом мире души Лермонтова бабушки нет!


Труды Шиллера по эстетике
Шиллер на долгое время оставляет драматургию. Внимание поэта привлекла теория искусства. Однако и здесь его волнуют не узкие вопросы профессионального писательского дела, а те же большие политические проблемы, которые ставил он и в своих пьесах. В сочинениях, посвященных эстетике, Шиллер остается все тем же искателем народного счастья. ...

Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные модели, две типологии персонажей. В основе одной – типологии мужских персонажей – лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / ...

Неоднозначность и современность образа
Таким образом, несложно понять, что образ Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопреки канонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительно отрицательного, каким он был раньше. Дон Жуан Мольера – не абстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками, но и определенными ...