Введение

Несмотря на то, что о М.Ю.Лермонтове написано огромное количество исследований, и, казалось бы, уже давно все сказано, его судьба продолжает по сей день волновать своими тайнами. Вопросы о сопряжении в художественном произведении реального мира с миром вымышленным, о соединении «мира земного» и «мира фантазии» могут быть интересны каждому исследователю. Тем более, когда речь пойдет о связи этих двух «миров» в творчестве Лермонтова.

Особенно много вопросов у исследователей возникает об обстоятельствах детства поэта. Один из них - истоки семейной драмы, столь тяжело пережитой Лермонтовым. К сожалению, он не разгадан до сих пор. Следующий - о влиянии самых близких людей - отца, матери и бабушки - на творчество поэта. В реальной биографии поэта их роль была различна. Матери М.Ю.Лермонтов почти не знал и не помнил. С отцом в раннем детстве разлучила его бабушка. Сама Е.А.Арсеньева пережила внука на четыре года, т.е. сопутствовала всей жизни поэта, практически всегда была рядом. А каково место этих людей в его творчестве, прежде всего в лирике? Соответствует ли оно «удельному весу» их пребывания рядом с Лермонтовым в реальной биографии? Мы предлагаем свой вариант исследования этого вопроса.

Цель исследования: выявить на основе документальных источников, воспоминаний современников и документов личного происхождения (дневников, писем, записей и проч.) сведения о личностях близких поэту людей. Затем эти документальные свидетельства мы сопоставим с образами отца, матери и бабушки, которые возникают в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова.

Объектом нашего исследования являются произведения Лермонтова, прежде всего, лирические, в которых и отразились образы близких ему людей. Наш выбор не случаен и потому, что ранняя лирика поэта, является почти дневниковой, т.е. наиболее полно отражает его душу.

Предметом – соотношение документального и художественного в контексте лирических произведений.

Итак, в процессе исследования мы сможем выяснить, в каких взаимоотношениях находятся документальные свидетельства и художественный текст: подтверждают ли они друг друга, противоречат ли, или же абсолютно не соприкасаются и никак не взаимосвязаны


Парадоксы Круга
Образ «шутовского хоровода» в романах Во 20-30-х гг. тесным образом связан с архетипом Круга, ибо почти для всех героев ранних романов – Поля Пенифезера, Бэзила Сила, Тони Ласта, Уильяма Таппока жизнь – это бесцельное движение по автоматически повторяющимся кругообразностям. Сам образ Круга превращается у Во в символ «механической» циви ...

Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе. Гендерный конфликт в исторической ретроспективе
Говоря о гендерной поэтике, нельзя пройти мимо особенностей гендерного конфликта [Грошев, 2001]. Как известно, сюжет художественного произведения обнаруживает и впрямую воссоздают реальные жизненные противоречия. «Без какого-то конфликта в жизни героев (достаточно длительного или кратковременного) трудно представить достаточно выраженны ...

Характерные черты романтического героя Лермонтова Мцыри
С грузинского Мцыри переводится как 1-послушник и 2-пришелец, чужеземец, прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Наш герой относится к обоим из приведённых определений – он послушник при монастыре, ещё в детстве привезённый туда с родины, оторванный от родных. Хар ...