Заключение
Страница 1

Вы хотите ненадолго вернуться в детство, пообщаться с героями Э. Успенского, поиграть с ними? Ведь детская игра всегда остается первоосновой и даже сущностью сказочных повестей Успенского. Игра современная, где все возможно: и "неизвестно кто" - Чебурашка; и кот, научившийся говорить, да к тому же кот бывалый, бывший мореход, в тельняшке; и трактор, заряжающийся не бензином, а, скажем, картофелем; и поющая романсы корова с кошачьим именем Мурка; и старейший часовой мастер - крохотный гарантийный Иван Иванович Буре со своей строптивой кукушкой.

В аспекте игры надо понимать и сказочные характеры героев Эдуарда Успенского. В сказке "Дядя Федор, пес и кот" возникает почтальон Печкин - персонаж, в общем, неприглядный, антипатичный, эдакое своеобразное детское воплощение бюрократизма. Однако в конце повествования Печкин, получив подарок, мгновенно переродился. Он стал хорошим и полюбил животных. Такая трансформация бюрократа закономерна по законам игры.

Как когда-то К.И. Чуковский, Эдуард Успенский, его собрат по перу, охотно пользуется откровенной пародией, вводимой в русло детской игры. Крокодил Гена без особых раздумий заменяет заболевшую приятельницу Галю в роли Красной Шапочки. У него есть опыт художественной самодеятельности. По мнению девочки, если хорошо сыграет крокодил, так и подмены никто не заметит. И Гена играет хорошо . только забывает он и слова спектакля, и обстановку, в которой находится. "А почему ты такая лохматая, бабушка?" - наобум спрашивает Галя волка и получает неожиданный ответ растерявшегося зверя, что у него нет времени побриться. Пародийный характер приобретает у Эдуарда Успенского широко известная история льва Чандра и собачки Тобика. Лев пришел по объявлению - он ищет подходящего друга, и ему рекомендуют собачку, выгнанную на улицу злой хозяйкой. Не беда, что Лев большой, а собачка крошечная. Было бы желание дружить!

Жанр анекдота тоже не остается без внимания в творчестве Э. Успенского. Он чудесно вписывается в сказки автора. Анекдотична введенная в повесть о друзьях крокодила история мальчишки, который ищет для себя достойного друга, такого же бездельника и неряху, как он. Когда подходящий кандидат найден, оказывается, что это - он сам! Известным бытовым анекдотом пользуется Э. Успенский, изображая диалог почтальона с дрессированным галчонком Хватайкой, где напоследок смышленая птичка и глуповатый почтальон поменяются репликами.

Много неожиданных компонентов вбирают в себя сказки Успенского. Помимо широко разлитого в них инженерного домысла, тут находят место и самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. Иначе говоря, присутствует "оживленная" публицистика в том виде, в каком она может быть доведена до детского сознания.

Впечатляюще, смешно и по-детски нарисована фигура начальника, от которого зависит выдача кирпичей для стройки друзьям Крокодила и Чебурашки. У начальника правило: все делать наполовину. Почему?"Если я, - объясняет он, - все буду делать до конца и всем все разрешать, то про меня скажут, что я слишком добрый и каждый у меня делает что хочет. А если я ничего не буду делать и никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всем только мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет". И в полном соответствии со своей системой наш герой разрешает выдать друзьям половину требуемого им для перевозки - половину машины. А спохватившись, что половина машины не поедет, он дает машину на половину дороги .

Все начинается с детства. И если современная сказка наглядно раскрывает детям - пусть в условной, шуточной форме - бессмысленность и дикость войны, то это никак нельзя считать профанацией самой большой проблемы наших дней. В повести "Гарантийные человечки" обитающие на даче мыши объявляют войну гарантийным. На недоуменный вопрос одного из человечков, зачем, собственно, воевать, следует ответ парламентера-мышонка: "Понятия не имеем. Такие обычаи сложились здесь за века. А наш солдат не думает: у нас, мышей, солдат выполняет обычаи веков". Они не думают . А добрые гарантийные - думают. До сих пор мыши с людьми не ладили, а ведь можно их помирить.

Успенский-сказочник живет интересами маленького читателя. Недаром он очень любит детей, постоянно общается с ними в семьях и детских коллективах (вспомните его частое появление на телевидении, на творческих встречах с ребятами), где подмечает их типические черты, которые потом передает своим сказочным персонажам. Ведь настоящие его герои - сами дети. Даже в том случае, если они принимают облик сказочный и сугубо оригинальный: облик крокодила Гены, загадочного Чебурашки, говорящего и думающего кота. Необычность поведения подобных действующих лиц восходит к реальным свойствам ребят, к различным чертам их характеров. Когда же во главе сюжета становится настоящий ребенок, значимость и первенство его характера в сказочном повествовании Успенского приобретает особенную ясность. Например, деятельный и инициативный мальчишка - дядя Федор - соревнуется в находках и выдумках с разумным котом Матроскиным; девочка Галя играет весомую роль в благородном замысле Гены и Чебурашки - передружить всех, страдающих от одиночества. Чего только стоит любознательная Таня, настойчиво старающаяся разгадать загадку гарантийных человечков, - девочка, чей характер как бы раздваивается: одна половина добрая и деликатная, другая - озорная и неуемная!

Страницы: 1 2


Исследования О.С.Бердяевой «Проза Михаила Булгакова: Текст и метатекст».
Не случайно в последние годы сложилось представление о произведениях М. Булгакова как онтологической прозе. Так, в книге «Русская проза XX века: от А. Белого ("Петербург") до Б. Пастернака ("Доктор Живаго")» (2003) Е.Б. Скороспелова, используя термин В.Е. Хализева, относит произведения М. Булгакова к онтологической п ...

Жизнеописание князя Святополка
Образ Святополка специфичен. Греховность Святополка не только предопределена его функцией агиографического героя-злодея, но изначально присуща ему. Святополк – злодей по своей природе, он отмечен «дьявольской печатью» от рожденья. Святополк рожден от монахини-гречанки, которую привел на Русь и отдал в жены («красоты ради лица ея») сыну ...

«Калязинская челобитная»
Персонажи, населяющие смеховой антимир, живут по особым законам. Если это монахи, то они «выворачивают наизнанку» строгий монастырский устав, предписывавший неуклонное соблюдение постов и посещение церковных служб, труды и бдения. Такова «Калязинская челобитная», представляющая собой смеховую жалобу иноков Троицкого Калязина монастыря ( ...